На приёме у психолога – не люблю свою работу
Работа занимает треть нашей жизни. Соответственно, психологи в своей профессиональной деятельности регулярно сталкиваются с запросами своих клиентов, связанными с теми или иными проблемами на работе. Локальных историй «про работу» достаточно много, и они разнообразны, но по сути «рабочие» проблемы можно разделить на три следующие темы.
Вопросы взаимоотношений. Коллектив, в котором человек проводит треть жизни, не может не влиять на самочувствие, самооценку и даже состояние здоровья. Болезненнее, чем с коллегами, переживаются плохие отношения с руководителем.
Часто люди ищут объяснения плохому отношению своего начальника, а также пути к налаживанию этих отношений. На самом деле, по нашим наблюдениям, решение чаще всего находится не в отношениях между работником и начальником, а в отношении этого самого работника к руководителю. Точнее – в его ожиданиях от поведения начальника в отношении его самого.
Чаще страдают от «несправедливости» люди, пребывающие в детской позиции в общении. Они подсознательно ждут, чтобы ими управляли, говорили, что и когда нужно сделать, но при этом обязательно замечали любое их телодвижение и уж тем более успехи (даже самые незначительные, даже те, которые попросту являются их обязанностями). Подобный работник воспринимает начальника как родителя, а себя как ребёнка (и желательно единственного).
А что такое позиция ребёнка? Это эгоцентрическая позиция. Для маленького ребенка эта позиция абсолютно нормальна, и действительно, мама хвалит своё чадо за всё — за то, что покушал, покакал куда надо, за любую «каляку-маляку». Взрослого же человека детская позиция погружает в пучину практически постоянных страданий: не похвалили, не заметили, не «погладили» — всё нарастает, как снежный ком. К сожалению, взрослые дети подолгу не осознают собственной ловушки, они продолжают ждать одобрения, всеми силами заслуживают его, а если не получают того, чего ожидали, то дуются, хлопают дверьми, плачут и переживают.
Наладить отношения с коллегами, попасть в список надёжных и любимых работников у собственного начальства помогает осознанная, взрослая позиция взрослого работающего человека.
Вопросы поиска себя. Ищут себя, как правило, совсем молодые люди, вчерашние студенты. Им не нравится их первая (иногда вторая и третья) работа. Они совсем не так себе представляли жизнь после учёбы. Здесь, конечно, играет роль ещё недалеко ушедшее детство и ожидание от взрослых признания, а также позиция молодого специалиста в отношении собственных способностей и размеров вознаграждения за них. Но, на самом деле, эти «болезни» молодого специалиста проходят сами по себе (не без помощи окружающих коллег, конечно) — у кого-то совсем быстро, у кого-то через две-четыре работы. В общем, как говорится, молодость — это недостаток, который быстро проходит.
Также острую потребность поиска себя мы испытываем в периоды возрастных кризисов, когда прожитые куски жизни подталкивают нас к подсчётам, сравнениям, переосмысления, решениям. Кризисы, как и молодость, — абсолютно естественный период жизни. То, что нужно пережить, нужно просто пережить. Но человек разумный всегда ищет способы сделать свои кризисы (сомнения, страдания) меньше и короче, он ищет способы уменьшить боль. Разумно! Обращение за профессиональной помощью к психологу, безусловно, смягчает кризисный период, делает его короче и познавательнее.
Вопросы повторяющегося сценария. С повторяющимся сценарием работать крайне интересно. Во-первых, клиент рассказывает абсолютно удивительные истории о том, как в разное время, в разных компаниях, с разными начальниками, коллегами и подчинёнными судьба клиента делает один и тот же вираж. Например, продавщица всегда оказывается в ситуации, когда она должна отвечать за недостачу в её отделе, хотя она не имеет отношения к инцидентам с деньгами. Или грамотный менеджер, который добросовестно работает в компании 1—2 года, за отличную работу и явные успехи получает повышение статуса и размера заработной платы. Но к концу третьего года работы случается всегда одно и то же — резкая немилость руководства (непосредственного начальника, всегда мужчины), вынужденное увольнение и ставшие привычными поиски новой работы.
Во-вторых, разрешение этих сценариев — потрясающе увлекательный процесс как для специалиста, так и для самого клиента. Клиент всегда удивлён, так как в процессе совместной работы открываются (иногда вспоминаются) такие истории, которые вроде не имеют отношения к работе, но служат прототипами сценария в настоящем. Так, продавщица, несправедливо обвиняемая в недостаче, «вспоминает», как в студенческие годы обвинила (несправедливо) свою соперницу в непристойном поведении, тем самым разрушив её отношения с партнёром. Ей на самом деле было очень плохо и стыдно за свой поступок, но она постаралась его забыть. Вроде забыла, но наказывала себя, раз за разом попадая в одну и ту же ситуацию. А менеджер, который через три года после трудоустройства теряет работу, заново знакомится с историей своего детства, когда в возрасте трёх лет его отец внезапно покинул семью и отказался от общения со своим ребёнком. И этот уже взрослый и успешный человек никак не желает отпустить боль того маленького мальчика, от которого ушёл папа.
Специалисты любят работу со сценариями за очевидный результат — когда всё проясняется, травма отрабатывается, и негативный сценарий перестаёт проигрываться в жизни освободившегося от бремени счастливого клиента.
февраль 2015
Ольга Кудрешова