Про SUERTE / Кто приходит на приём к психологу
 

Кто приходит на приём к психологу

На прием к психологу приходят люди, в подавляющем своем большинстве имеющие высшее (и даже не одно!) образование. Чаще это женщины (примерно 60—70%) практически любой возрастной категории.

Клиент психолога — человек думающий, ищущий, имеющий обширный кругозор. Как правило, имеющий позитивный настрой и знающий, что из любой сложной ситуации есть выход. Желающий сделать свою жизнь более успешной, гармоничной и счастливой. И всегда — человек, который идет вперед и хочет добиться большего, чем то, что у него есть в настоящий момент.

Мы условно разделяем своих клиентов на 4 основные категории.

1. Клиент мотивированный — самый любимый наш клиент! Это человек, внутренне заряженный на решение своих проблем, на снятие препятствий и ограничений на пути к своей цели, будь то личные отношения, вопросы бизнеса, благосостояния или здоровья. С таким человеком работается легко и в удовольствие для обеих сторон. Это всегда человек высокого интеллектуального уровня, осознающий те точки в своей жизни и душе, которые требуют дополнительной (профессиональной) проработки, склонный брать на себя ответственность за собственную судьбу.

Мотивированный клиент может находиться в любом эмоциональном состоянии (от подавленного до эйфорического). Он может четко формулировать свой запрос или, наоборот, испытывать затруднения с обозначением проблемной зоны. Но основное — он хочет, чтобы стало лучше!

Эффективность (достижение цели, разрешение проблем, снятие препятствий) с таким клиентом достигается быстро, не требует большого количества встреч и каких-либо неимоверных усилий.

2. Клиент говорящий. «Говорящих» клиентов следует разделить на две подгруппы: говорящий добрый и говорящий недобрый.

Говорящий добрый — он умный, хороший и загруженный. Он еще не готов что-то решать самостоятельно, он побаивается ответственности, опасается перемен. Ему легче всегда немножко страдать, а психолог ему нужен для того, чтобы выслушал, чуть-чуть поддержал, направил и утешил. Наличие проблемы для него очень важно, она его «закрывает» от многих других пугающих вещей, например от любви, денег или полного здоровья. Про подобную ситуацию психологи знают, что проблема имеет вторичную выгоду для человека.

Говорящий недобрый — он тоже хороший и очень-очень умный, он все знает (кстати, лучше, чем другие!), он досконально изучил все, что следует и может спокойно обучать любого профессионала любому делу. Он основательный, ответственный и все-все контролирующий. Он ходит к специалистам (врачам, психологам) и никак не может найти идеального, достойного, того, кто сделает все правильно, без ошибок и замечаний.

На самом деле, «говорящий» клиент (и добрый, и недобрый) чаще всего в один прекрасный момент решается на неимоверный шаг — стать немного счастливее и успешнее (ну, еще бы! зря что ли с психологом столько общался?!). В этот момент он становится «клиентом мотивированным», и все получается, и все движется и расцветает, и мир шагает ему навстречу!

Говорящему доброму сделать такой шаг помогает время, внутренний настрой и доверие к специалисту, который был с ним рядом какое-то время. А для говорящего недоброго найдется-таки специалист, который своей внутренней силой и расположением даст возможность клиенту вдруг обнаружить равного себе человека, умного и высокопрофессионального. И тогда, наконец, наш бывший говорящий недобрый позволит себе помочь.

3. Клиент любопытный. О! Это потрясающая категория. У любопытного клиента все хорошо, и мы за него всегда рады! По какой-то причине он приходит посмотреть, что это за зверь — психолог, и чем он может помочь, чтобы увеличить то самое «все хорошо».

Клиент любопытный — это всегда позитивный и любознательный человек, он многое в жизни умеет, почти все попробовал, живет так, как считает нужным. Он общителен, много знает, в меру эгоистичен, но любит людей. Он верит в чудо и умеет его притягивать в свою жизнь. Толковый психолог не станет его пугать вдруг обнаруженными проблемами, красиво презентует свои возможности и даст человеку понимание, что нужно будет делать и к кому идти в случае возникновения жизненных «затыков».

4. Клиент поневоле. Такие тоже бывают! Клиенту поневоле не нужен психолог, так как у него нет проблем, которые мешают жить лично ему. Зато есть проблемы у его близких, которые, собственно, и вынудили его отправиться на прием к психологу.

Соответственно, на прием он приходит грустный, часто смотрит на часы и по сторонам, говорит неохотно, жалуется, что на него давят родные, искренне не понимает, чего от него все хотят. Очень-очень редко «клиент поневоле» становится «клиентом мотивированным» или хотя бы «клиентом говорящим». НО! Мы уважаем выбор каждого!

Ольга Михайловская