Детская тревожность

Тревожность — психологическая особенность, которая свойственна практически каждому человеку, и маленькому, и взрослому. Тревожность, проявляемая в нормальных объёмах и в соответствующих ситуациях, например, перед экзаменом, свадьбой или другим важным событием — явление абсолютно нормальное и полезное. Иногда тревожность является интуитивным сигналом предстоящей опасности, который, будучи вовремя замеченным и правильно понятым, помогает человеку избежать тех или иных неприятностей. Но часто бывает так, что тревожность достигает настолько больших размеров (силы проявления) и обнаруживается практически в любой ситуации, что становится блокиратором, мешающим человеку практически во всём.

Тревожность — это склонность испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, особенно в тех, где повода для беспокойства попросту нет. Состояние тревоги — это целый комплекс эмоций, одной из которых является страх.

Совсем маленькие дети, до трёх лет, боятся чего-то конкретного, определённого — собаку, врача, чужого человека. Далее, где-то примерно после трёх лет, к конкретным страхам добавляются страхи символические — темноты, одиночества. В младшем школьном возрасте ребёнок боится смерти — своей и своих родителей. В младшем подростковом возрасте (9—12лет) ребёнку страшно оказаться «не тем», сделать что-то не так, как принято и будет одобрено окружающими.

Тревожность усиливается в подростковом возрасте, когда в организме, мировоззрении и окружающем социуме начинают происходить стремительные изменения, к которым зачастую ребёнок просто не готов, не успевает их осознать и принять.

Тревога может проявляться по-разному: у мальчиков зачастую это агрессия, вызывающее, активное поведение, которое направлено на привлечение внимания; девочки же делаются тихими, предпочитают сократить количество контактов, а также новых ситуаций, в которых нельзя заранее просчитать возможные варианты событий. Тревожные дети затрачивают колоссальное количество своей энергии на переживания по поводу «а вдруг…». Они могут отказываться от каких-либо видов деятельности, например, от кружков и секций, так как ситуация новизны для них становится неподъёмной ношей. Всё, что они делают (например уроки) — они делают чрезмерно тщательно, переписывая из черновиков в чистовики, а потом снова переписывают, уже исправляя помарки. Если тревожность со временем не уменьшается, а растёт, то есть риск, что тревожный ребенок просто откажется от деятельности (от уроков), которая вызывает трудности. И тогда ребёнок переходит в стадию «трудного».

Соответственно, родителям весьма разумно будет как можно раньше заняться темой тревожности своего ребёнка, чтобы черта «склонность к тревожности» не переросла в «устойчивую черту» или «акцентуацию характера» (акцентуированную — чрезмерно сильно проявляемую — черту смягчить весьма трудно, а иногда просто невозможно).

Причиной детской (кстати, и взрослой тоже) тревожности является наличие внутреннего конфликта, вызванного:

  • неадекватными требованиями родителей к возможностям своего ребёнка
  • повышенной тревожностью самих родителей
  • непоследовательностью родителей при воспитании ребёнка
  • предъявлением ребёнку противоречивых требований
  • чрезмерной эмоциональностью одного или обоих родителей
  • стремлением родителей сравнивать достижения своего ребёнка с достижениями других детей
  • авторитарным стилем воспитания в семье
  • гиперсоциальностью родителей — стремлением всё сделать правильно, во всём соответствовать общепринятым стандартам и нормам.

Также тревожность всегда возникает у ребёнка в тех семьях, где «внешняя картинка» не соответствует внутреннему, реальному содержанию отношений между взрослыми. Эмоциональная холодность родителей друг к другу, отношение недоверия, возможно, не транслируется вербально, но «считывается» ребёнком безусловно. Поскольку ребёнок имеет противоречивые представления о собственной семье, ему всё время приходится внутренне «сводить одно с другим».

Отсутствие честной, адекватной информации о папе, маме и их отношениях автоматически порождает страхи. Ведь страшно то, что неизвестно.

Тревожные детки имеют заниженную самооценку, болезненно воспринимают критику, тяжело адаптируются к новому, достигают меньше, чем их спокойные сверстники. Они нуждаются в более бережном отношении со стороны взрослых.

Тревожность (детская и взрослая) сегодня хорошо изучены наукой психологией. В её арсенале имеется огромное количество методов работы, которые призваны повысить уверенность в себе, собственную успешность, развить адаптивные способности, то есть снизить повышенную тревожность.

Ольга Кудрешова

Подписаться на новости

Заказать курс

Ваше имя

Дата Вашего рождения

Выбрать курс

Какая форма оплаты вас устроит

Адрес электронной почты

×
Заказать курс

Ваше имя

Дата Вашего рождения

Какая форма оплаты вас устроит

Адрес электронной почты

×
Задать вопрос

Ваше имя

Ваш E-mail

Вопрос

×
Заказать курс

Ваше имя

Дата Вашего рождения

Выбрать курс

Какая форма оплаты вас устроит

Адрес электронной почты

×