Проблемы с детьми / На приеме у психолога - проблемы с детьми
 

На приеме у психолога - проблемы с детьми

Проблемы, связанные с детьми — достаточно частый повод для обращения за профессиональной помощью. Чаше всего на приём приходят мамы, реже — мамы вместе с папами, папы — очень-очень редко. Иногда мама сразу приводит на приём ребёнка.

Запросов, связанных с детьми, множество. Назовем три самых частых повода обращения к психологу.

Развод. Именно эта жизненная история заставляет родителей искать помощи у специалиста. Развод страшен сам по себе. Недаром по уровню (силе) переживаемого стресса развод стоит следующим после смерти близкого человека. Развод редко бывает желанным для обеих сторон и, соответственно, редко проходит в спокойно-договорной атмосфере. Причиной развода, как правило, служат серьёзные и драматические истории и несовместимости. Безусловно, когда в паре есть дети, всё осложняется многократно. Жизнь всей семьи разделяется на «до» и «после», и всем приходится учиться жить заново.

Для ребёнка развод родителей — одна из самых тяжёлых психологических травм, последствия которой могут ощущаться всю последующую жизнь. Родители разумные это понимают, и именно поэтому они стараются как можно быстрее смягчить силу удара для своих детей.

Недовольство своими детьми. Эта причина обращения — вторая по частоте в нашей практике. Здесь, как правило, наблюдается несоответствие представлений родителей о том, каким должен быть их ребёнок, объективной картине того, каким является ребёнок.

Чаще всего возникает недовольство первенцем. Где-то к 5—6 годам жизни ребёнка мама понимает, что он в чём-то не соответствует её ожиданиям: например, не такой быстрый, не такой сообразительный, не такой талантливый. Такие родители постоянно сравнивают своих детей с другими детьми. Причём, на практике получается, что как раз-таки сравнивают не с другими детьми, а с рассказами других мамочек о подвигах и талантах своих детей. Такие родители ещё до рождения ребенка «прорисовывают» будущее своего чада, определяют, в чём именно он будет добиваться успеха, и оказываются абсолютно не готовыми к тому, что у ребёнка и его Судьбы могут быть совсем другие планы.

Работа с подобными семьями, на самом деле, благодарная, так как в подавляющем большинстве случаев родители осознают и свои потребности, и возможности своего ребёнка, и, для начала, учатся оставлять его в покое. А уже потом научаются читать и слышать его. И как только у ребёнка появляется возможность быть собой, он тут же проявляет все дремавшие и забиваемые до сего момента таланты и наклонности.

Болезни, плохо поддающиеся лечению. Такие болезни, как астма, псориаз, нейродермит, как правило, имеют прочную «психологическую» основу. Многие родители об этом знают, а другие приходят к психологу просто в поисках помощи своему ребёнку. И правильно делают! Некоторые болезни очень хорошо поддаются лечению, когда, наряду с врачами, к работе подключаются и психологи.

Психолог может помочь родителям понять, какие именно чувства, испытываемые и переживаемые ребёнком, приводят к появлению симптомов его болезни. Совместная работа с психологом может выявить «традиционные» семейные способы реагирования, к которым с успехом прибегают и сами родители, не отдавая себе в этом отчёта: нагнетание напряжения в отношениях, закатывание скандала, истерики, игра в «молчанку», появление неожиданной головной боли, приступа аллергии, радикулита или повышение температуры. Многие подобные привычки существуют годами, и люди неосознанно прибегают к ним в случаях, когда не хочется что-то делать, куда-то ехать, что-то объяснять и т. п.

Да, раньше родители не замечали этого за собой, но когда таким же способом стал реагировать ребёнок, это показалось им странным. И очень хорошо, что в подобных случаях вся семья получает помощь одновременно! Выравниваются отношения, реакции становятся более осознанными, члены семьи получают ещё одно доказательство того, что все они — единый живой организм по имени Семья, и становятся ещё более сплочёнными и любящими друг друга.

Практикующие расстановщики приведут множество примеров из своей практики, например, обнаруженное и устранённое «переплетение» больного нейродермитом ребёнка с первой любовью папы избавляет ребёнка от недуга. Или как плохо поддающаяся лечению астма оказывается «связанной» с неродившимися детками мамы или бабушки.

Из-за предшествовавших в роду абортов довольно часто к родившимся после них детям приходят болезни. Не всегда, но часто, особенно когда мамы испытывали по этому поводу большую вину или, наоборот, отнеслись к абортированному ребенку как к пустому месту, исключили его из своей семейной системы. Слишком сильные страдания в подобных случаях испытывать не нужно, но и выбрасывать эту часть своей жизни, как ненужный мусор, тоже не следует. Неродившемуся ребенку достаточно дать место в своей системе, и тогда он никого не будет беспокоить.

Проводимая в ходе расстановки работа значительно облегчает течение болезни либо приводит к скорому выздоровлению. Это похоже на чудеса, да это и есть настоящее чудо, когда измотанные болезнью дети и родители обретают не просто надежду, но твёрдую уверенность в исцелении!

Ребёнок сам по себе никогда не является причиной своих проблем. Ребёнок — индикатор состояния семьи и отношений, которые существуют между взрослыми. Ребёнок может быть связан, «переплетён» с кем-то из своих родственников или предков и, так или иначе, разделять его судьбу. Причину серьёзной проблемы почти всегда можно найти у окружающих взрослых и, устранив её, помочь своему ребёнку.

Ольга Кудрешова