Трудный ребёнок

Кажется, что все дети «трудные». Любой ребёнок хоть иногда, хоть в какой-то период жизни становится «трудным». И с абсолютно любым ребёнком родители испытывают те или иные трудности в общении, в воспитании. Однако, существуют и по-настоящему «трудные» дети, справиться с которыми порой бывает не по силам ни родителям, ни педагогам.

Частые болезни, непослушание, нарушение дисциплины — всё это о трудных детях. «Трудными» детки не рождаются, они становятся такими в своей родной семье. Это случается как из-за очевидных причин (насилие со стороны родителей или игнорирование потребностей и чувств своего ребёнка), так и в силу скрытых (не видимых) динамик (импульсов, энергий), действующих в семье. В любом случае, трудный ребёнок — это симптом всей семьи. И чем раньше это понимают взрослые, тем легче будет справиться с возникающими у ребёнка и из-за ребёнка проблемами.
С точки зрения расстановочной практики можно выделить основные причины возникновения «трудности» у ребенка.

Трудный ребенок чаще всего смотрит на тех, кто исключён. Исключённым, который «влияет» на поведение ребёнка, может быть как ныне живущий родной человек, так и кто-то из предков. Чаще мы наблюдаем ситуации, когда ребёнок «смотрит» на своего отца, которого нет в его жизни. Бывает так, что беременность женщины является причиной разрыва пары: или знали друг друга не очень хорошо, или мужчина был женат, или испугался ответственности… впрочем, в реальной жизни масса вариантов. В итоге, папа уходит, мама обижена, она растит ребёнка одна. Придумывать историю про отца-полярника (космонавта, геолога, моряка) не хотелось, ребёнку сказали, что папа есть, но его и нет. О папе не говорят, его не вспоминают, эта болезненная тема вообще не поднимается в семье.

С чисто психологической точки зрения такой ребёнок растёт, считая себя неполноценным, дефектным, плохим, ведь у других детей папы есть, а его папа не захотел жить с ним. С системной точки зрения ребёнок не имеет необходимого контакта с семейной системой отца. Ребёнок «ощущает» пустоту там, где должен быть папа, беспокойство, тревогу, а потом и страх. Своим «трудным» поведением ребёнок сигнализирует о том, что ему плохо, что он нуждается в помощи. Если проблема не решается, то сигналы, посылаемые ребёнком окружающим взрослым, становятся более сильными и разрушительными для всех. Но, как только «исключённый» оказывается в поле зрения семьи (его вспоминают, признают), то негативная симптоматика в поведении ребёнка постепенно затухает.

Ребёнок может стать «трудным» тогда, когда у мамы до его рождения были аборты. Неосознаваемая мамина вина «заставляет» ребёнка брать эту вину на себя из-за любви (лояльности) к маме. Ребёнок является как бы наказанием за то, что произошло. Ребёнок «виноват» перед тем, кто не смог родиться. А если мама вообще не испытала вины в связи с абортом, то абортированный ребёнок попадает в «список» исключённых: его и связанного с ним события как бы вовсе и не было. И опять же возникает «пустота», которая тревожит, волнует и пугает ребёнка, и своим поведением он сигнализирует своей семье, что есть непорядок.

Философия системных семейных расстановок уделяет особое внимание теме абортированных детей, специалисты умеют работать с этим вопросом. Когда тема произошедшего аборта занимает своё место, получает необходимое признание и чувства, то и последствия, произошедшие из-за неё, отпускают всех, прямо или косвенно к этому причастных.

«Трудные» дети появляются в тех парах, где отношения с предыдущими партнёрами не были правильно завершены. Например, мама может видеть в сыне своего бывшего любимого. В реальной жизни она подсознательно «ставит» его на место своего партнёра, вытесняя при этом собственного мужа, возлагая на сына непредназначенные тому ожидания. Ребёнку просто не вынести такой груз, и он проявляет несоответствие в своём поведении, протестует, сигнализируя о неблагополучии.

«Трудный» ребенок нуждается в особом внимании со стороны взрослых. «Трудный» — это не приговор на всю жизнь, а повод для родителей и других окружающих взрослых пересмотреть собственное поведение и отношение к жизни, а также приобрести возможность помочь себе и своему роду.

Январь 2015

Ольга Кудрешова

Купить курс

    Ваше имя

    Дата Вашего рождения

    Выбрать курс

    Какая форма оплаты вас устроит

    Адрес электронной почты

    ×
    Заказать курс

      Ваше имя

      Дата Вашего рождения

      Какая форма оплаты вас устроит

      Адрес электронной почты

      ×
      Задать вопрос

        Ваше имя

        Ваш E-mail

        Вопрос

        ×
        Заказать курс

          Ваше имя

          Дата Вашего рождения

          Выбрать курс

          Какая форма оплаты вас устроит

          Адрес электронной почты

          ×
          Хочу на курс

            Ваше ФИО

            Телефон

            Адрес электронной почты

            Дата рождения

            Ваша занятость

            Семейное положение (точнее – с кем живёте)

            Какие результаты теста?

            Что Вы по этому поводу думаете?

            Какую самую главную проблему хотите решить на Курсе?

            Ваши вопросы и пожелания

            ×