Главная страницаСтатьиПро психологию и психологовНа приеме у психолога: бизнес буксует

На приеме у психолога: бизнес буксует

Владельцы собственных бизнесов частенько обращаются за помощью к науке психологии. И в моей практике вопросы, связанные с теми или иными трудностями собственного бизнеса, встречаются довольно часто.

Трудности старта. Когда мы начинаем любое дело, мы должны чётко представлять себе конечную цель — конечно, если рассчитываем на успех. Порой ко мне приходят клиенты и рассказывают, что открыли свой бизнес, а он никак не хочет начинать работу — клиент не идёт, заказы не поступают и т. д. Мы проводим первую диагностику, пытаемся понять, куда на самом деле смотрит наш бизнесмен, видит ли он в реальности ту самую конечную цель — свой прибыльный магазин, полную клиентов парикмахерскую или детский сад, в который мечтают попасть (точнее, определить своих детей) родители.

Часто бывает так, что предприниматель не видит цели, а всё его внимание сфокусировано на трудностях. Он как бы понимает, что к чему, у него есть план действий, но каждый шаг сопровождается массой «а вдруг …». Фиксируясь на трудностях, человек сам притягивает к себе эти трудности. Иногда это бывает формой защиты от успеха, а иногда просто следствием собственной тревожности. Но в любом случае, когда трудность больше, чем цель, то мы имеем только трудности.

Ещё вариант — вместо цели видим только средства. Молодому бизнесмену так нравится сам процесс подготовки (дополнительное обучение, выбор оборудования, закупка товара, подбор помещения, отбор сотрудников), что он никак не может перейти к самому главному — своему Делу. Он много и подробно рассказывает о том, что и как он будет делать: выбирать, думать, перепроверять — и так до бесконечности. И опять — цель маленькая, а средства для её достижения слишком большие, и энергия, необходимая для успеха, так и не запускается.

Бывает, что бизнес не является истинной желанной целью для человека, а навязан (или скажем мягче — предложен) кем-то из его близких. Пример: папа подарил ларёк. Но вдруг оказывается, что и при наличии средств, и при чётко сформулированной цели, и при отсутствии явных трудностей и препятствий, бизнес не идёт. А не идёт он потому, что человек этого просто не хочет.

Если придумать аналогию к описанному выше, то всё это можно сравнить с ситуацией покупки машины. Машину хотели — машину купили. Вот стоит она, красавица, но никто на ней кататься не едет. В первом случае человека беспокоят только возможные трудности — а вдруг авария, а вдруг колесо отвалится, а вдруг на перекрёстке налево повернуть не сможет и т. д. Во втором случае человек, например, решил сначала довести свою машинку до идеала — он не может ехать, пока не установит самую хорошую стереосистему, пока не купит оплётку на руль, пока не заменит двигатель на движок от PORSHE, пока зайку на стекло не повесит, и так до бесконечности. В третьем случае он просто не хочет водить (иногда даже себе в этом не признаваясь), а машина есть — папка подарил.

Ещё одной очень частой «стартовой» проблемой является время. От задумки до полного успеха проходит какое-то время. Иногда кажется, что поскольку всё организовано, продумано, установлено, то успех (клиенты, деньги, заказы, признание) обрушится на голову счастливого предпринимателя буквально на следующий день после заявления о себе миру. А так не происходит! Но та чаша успеха, из которой и будет черпаться самый настоящий Успех, должна наполниться энергией, желанием, свободой, трудом. На всё это нужно время.

Для решения «стартовых» проблем зачастую хватает одной встречи клиента и психолога, чтобы понять, а значит и устранить то, что не даёт двигаться вперёд.

Бывает, конечно, что уже на этой стадии мы находим системную семейную задачку, то есть историю рода, когда собственное дело привело к серьёзным потерям или смерти. В этом случае сама семейная система «ограждает» человека от беды, или же «заставляет» закончить то, что не было закончено у его предков — допережить, простить, отпустить. В этих случаях расстановка помогает оставить то, что не принадлежит клиенту, там, где оно возникло — в прошлом его семейной системы.

Трудности взрослого бизнеса. Внезапные падения, предательства, потери средств или людей, бегство клиентов, брак продукции, — эти неприятности порой настигают бизнес и делают невозможным движение вперёд или вообще ставят под угрозу жизнь Дела. Причин для таких событий великое множество. Обозначим некоторые, самые частые или мощные.

Синдром годовщины. Внезапные и тяжёлые события могут настигать нас в определённое время (вплоть до точной даты). Например, если отец потерял работу в 37 лет, то его сын может в этот возрастной период пережить нечто подобное или, как в нашем случае, потерять бизнес.

Барьер перед большими деньгами. Истории, когда предприниматель, добираясь до определенной суммы своего дохода, не может двигаться вперёд, встречаются регулярно. Иногда к большИм или к бОльшим деньгам «не пускают» мягко, а иногда довольно жёстко, отбрасывая бизнес далеко назад. О причинах подобных ситуаций мы рассказывали здесь.

Кризисы бизнеса. У бизнеса, как и у человека, бывают свои кризисы. И причиной таких кризисов может стать что угодно: усталость системы и людей, которые крутят эту систему; смещение (перепутывание) ролей при управлении («кухарка» вдруг начинает управлять «государством»); уход ключевого сотрудника (кстати, раньше могли и не знать, что сотрудник был ключевым); внешние, экономические и политические факторы; конфликт владельцев бизнеса или партнёров; смещение жизненных ценностей у самого главного человека в бизнесе (как только бизнесмен осознает себя всемогущим — неминуемо следует разрушение); и прочее.

Бизнес — он живой. У бизнеса есть душа. Душа бизнеса нуждается в таком же уходе и поддержке, как и душа любого человека. О том, как правильно ухаживать за своим бизнесом — именно за своим! — вы узнаете, когда разберётесь в реальной подоплёке своих опасений, страхов, подсознательных барьеров.

февраль 2015

Ольга Кудрешова

Подписаться на новости

Заказать курс

Ваше имя

Дата Вашего рождения

Выбрать курс

Какая форма оплаты вас устроит

Адрес электронной почты

×
Заказать курс

Ваше имя

Дата Вашего рождения

Какая форма оплаты вас устроит

Адрес электронной почты

×
Задать вопрос

Ваше имя

Ваш E-mail

Вопрос

×
Заказать курс

Ваше имя

Дата Вашего рождения

Выбрать курс

Какая форма оплаты вас устроит

Адрес электронной почты

×