Бизнес буксует / На приёме у психолога - бизнес буксует
 

На приёме у психолога - бизнес буксует

В последние годы владельцы собственных бизнесов частенько обращаются за помощью к науке психологии. И в нашей практике вопросы, связанные с теми или иными трудностями собственного бизнеса, встречаются довольно часто.

Трудности старта. Когда мы начинаем любое дело, мы должны чётко представлять себе конечную цель - конечно, если рассчитываем на успех. Порой к нам приходят клиенты и рассказывают, что открыли свой бизнес, а он никак не хочет начинать работу - клиент не идёт, заказы не поступают и т. д. Мы проводим первую диагностику, пытаемся понять, куда на самом деле смотрит наш бизнесмен, видит ли он в реальности ту самую конечную цель - свой прибыльный магазин, полную клиентов парикмахерскую или детский сад, в который мечтают попасть (точнее, определить своих детей) родители.

Часто бывает так, что предприниматель не видит цели, а всё его внимание сфокусировано на трудностях. Он как бы понимает, что к чему, у него есть план действий, но каждый шаг сопровождается массой «а вдруг …». Фиксируясь на трудностях, человек сам притягивает к себе эти трудности. Иногда это бывает формой защиты от успеха, а иногда просто следствием собственной тревожности. Но в любом случае, когда трудность больше, чем цель, то мы имеем только трудности.

Ещё вариант - вместо цели видим только средства. Молодому бизнесмену так нравится сам процесс подготовки (дополнительное обучение, выбор оборудования, закупка товара, подбор помещения, отбор сотрудников), что он никак не может перейти к самому главному - своему Делу. Он много и подробно рассказывает о том, что и как он будет делать: выбирать, думать, перепроверять - и так до бесконечности. И опять - цель маленькая, а средства для её достижения слишком большие, и энергия, необходимая для успеха, так и не запускается.

Бывает, что бизнес не является истинной желанной целью для человека, а навязан (или скажем мягче - предложен) кем-то из его близких. Пример: папа подарил ларёк. Но вдруг оказывается, что и при наличии средств, и при чётко сформулированной цели, и при отсутствии явных трудностей и препятствий, бизнес не идёт. А не идёт он потому, что человек этого просто не хочет.

Если придумать аналогию к описанному выше, то всё это можно сравнить с ситуацией покупки машины. Машину хотели - машину купили. Вот стоит она, красавица, но никто на ней кататься не едет. В первом случае человека беспокоят только возможные трудности - а вдруг авария, а вдруг колесо отвалится, а вдруг на перекрёстке налево повернуть не сможет и т. д. Во втором случае человек, например, решил сначала довести свою машинку до идеала - он не может ехать, пока не установит самую хорошую стереосистему, пока не купит оплётку на руль, пока не заменит двигатель на движок от PORSHE, пока зайку на стекло не повесит, и так до бесконечности. В третьем случае он просто не хочет водить (иногда даже себе в этом не признаваясь), а машина есть - папка подарил.

Ещё одной очень частой «стартовой» проблемой является время. От задумки до полного успеха проходит какое-то время. Иногда кажется, что поскольку всё организовано, продумано, установлено, то успех (клиенты, деньги, заказы, признание) обрушится на голову счастливого предпринимателя буквально на следующий день после заявления о себе миру. А так не происходит! Но та чаша успеха, из которой и будет черпаться самый настоящий Успех, должна наполниться энергией, желанием, свободой, трудом. На всё это нужно время.

Для решения «стартовых» проблем зачастую хватает одной встречи клиента и психолога, чтобы понять, а значит и устранить то, что не даёт двигаться вперёд.

Бывает, конечно, что уже на этой стадии мы находим системную семейную задачку, то есть историю рода, когда собственное дело привело к серьёзным потерям или смерти. В этом случае сама семейная система «ограждает» человека от беды, или же «заставляет» закончить то, что не было закончено у его предков - допережить, простить, отпустить. В этих случаях расстановка помогает оставить то, что не принадлежит клиенту, там, где оно возникло - в прошлом его семейной системы.

Трудности взрослого бизнеса. Внезапные падения, предательства, потери средств или людей, бегство клиентов, брак продукции, - эти неприятности порой настигают бизнес и делают невозможным движение вперёд или вообще ставят под угрозу жизнь Дела. Причин для таких событий великое множество. Обозначим некоторые, самые частые или мощные.

Синдром годовщины. Внезапные и тяжёлые события могут настигать нас в определённое время (вплоть до точной даты). Например, если отец потерял работу в 37 лет, то его сын может в этот возрастной период пережить нечто подобное или, как в нашем случае, потерять бизнес.

Барьер перед большими деньгами. Истории, когда предприниматель, добираясь до определенной суммы своего дохода, не может двигаться вперёд, встречаются регулярно. Иногда к большИм или к бОльшим деньгам «не пускают» мягко, а иногда довольно жёстко, отбрасывая бизнес далеко назад. О причинах подобных ситуаций мы рассказывали здесь.

Кризисы бизнеса. У бизнеса, как и у человека, бывают свои кризисы. И причиной таких кризисов может стать что угодно: усталость системы и людей, которые крутят эту систему; смещение (перепутывание) ролей при управлении («кухарка» вдруг начинает управлять «государством»); уход ключевого сотрудника (кстати, раньше могли и не знать, что сотрудник был ключевым); внешние, экономические и политические факторы; конфликт владельцев бизнеса или партнёров; смещение жизненных ценностей у самого главного человека в бизнесе (как только бизнесмен осознает себя всемогущим - неминуемо следует разрушение); и прочее.

Бизнес - он живой. У бизнеса есть душа. Душа бизнеса нуждается в таком же уходе и поддержке, как и душа любого человека. О том, как правильно ухаживать за своим бизнесом - именно за своим! - вы узнаете, когда разберётесь в реальной подоплёке своих опасений, страхов, подсознательных барьеров.

Ольга Кудрешова